Print Friendly and PDF
Колледж «Подмосковье»
Сайт преподавателя спецдисциплин Никольского А.В.
+7 905 527-21-27
nikolsky.av@mail.ru

Маленькие удачи — это ступеньки к крупным достижениям

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

/Майкл Микалко Игры для разума. Тренинг креативного мышления

141

Первичная раскрутка

Спасение от поражения в наших руках.

Сунь Цзы

Когда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хоро­шем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспе­вающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы на­строены творчески, наши мысли совсем не походят на те, какие посещают нас в рутине будней.

Ученые установили, что физиологические процессы организ­ма человека поддаются контролю сознания. Можно привести се­бя в такое состояние — характеризующееся определенной хими­ческой реакцией в головном мозге, — при котором мышление станет более позитивным.

Несколько простых упражнений, приведенных в этой главе, помогут вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность, укре­пят вашу веру в себя и разовьют творческий подход к жизни.

Для творчества нет ничего более губительного, чем страх, со­мнения и неуверенность. И все же многие люди позволяют им управлять своей жизнью. Гораздо полезнее научиться ставить страх, сомнения и неуверенность под контроль, преобразуя дест­руктивное, негативное отношение к происходящему в новую, позитивную реальность.

Чтобы это удалось, нужно в первую очередь признать сущест­вование вышеупомянутых негативных чувств, а затем сосредото­чить всю свою энергию на тех чувствах, которыми вы хотите их заменить.

Представьте, что вы ведете машину и вдруг загорается инди­катор давления масла, показывающий, что двигатель машины перегрелся.

Это негативный факт. Вы не игнорируете его, но и не даете страху вас парализовать. Вы просто заезжаете на станцию техоб­служивания, устраняете неполадки и едете дальше.

Рассматривая тот же случай, следует отметить, что вы не сле­дите непрерывно за датчиком давления масла, это не поглощает все ваши мысли. Думая только об уровне масла, вы двигались бы слишком медленно и неуверенно — если у вас вообще хватило бы духу сдвинуться с места. Точно так же надо относиться к страху и сомнениям. Вам следует осознать, что они существуют, и начать заменять их более позитивными мыслями.

Прескотт Лекки, основатель так называемой психологии са­моотражения, разработал метод, заключающийся в том, чтобы при любом субъективном восприятии определять, какие его нега­тивные аспекты не согласуются с уже укоренившимися пред­ставлениями и убеждениями. Лекки полагал, что стремление к согласованности заложено в человеке генетически: если какая-то мысль не согласуется с устоявшимися идеями и понятиями, она попросту отвергается.

Лекки обнаружил, что есть два мощных рычага, с помощью которых можно существенным образом изменить свои представ­ления и преодолеть страх, воздействующий практически на каж­дого. Вот эти рычаги.

  1. Вера в то, что человек способен выполнить свою часть работы, удержать свой «конец бревна», воспользоваться определен­ной независимостью.
  2. Вера в то, что в каждом человеке есть нечто, делающее его не менее талантливым, чем все остальные, что нельзя принижать себя и пренебрежительно к себе относиться.

Одним из пациентов Лекки был коммивояжер, который боял­ся звонить клиентам, занимающим высокое служебное положе­ние. Лекки спросил пациента:

  • А вы можете опуститься на четвереньки, вползти в кабинет высокопоставленного лица и пасть перед ним ниц?
  • Конечно, нет! — возмущенно воскликнул коммивояжер.
  • Так почему в своих мыслях вы ползаете и пресмыкаетесь? Неужели вы не видите, что поступаете именно так, когда чересчур заботитесь о том, какое впечатление производите? Разве вы не видите, что буквально вымаливаете себе одобрение как лично­сти?

Важно понять: чтобы сознательно заменить свои негативные мысли на позитивные, не обязательно становиться другим чело­веком, не нужно коренным образом менять себя и свою жизнь.

Генерала Джорджа Паттона как-то спросили, испытывает ли он неуверенность и страх перед битвой. Генерал ответил, что ему нередко доводилось переживать страх и перед сражением, и во время него, но… Тут он произнес знаменательную фразу: «В бою страх никогда не был моим советчиком».

«ТИКТАК»

Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и неуверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

  1. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь по­ставленной цели. Запишите их в графу «Тик».
  2. Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преуве­личили значение негативных мыслей и явлений.
  3. Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объек­тивно выверенную. Запишите это в графу «Так».

Ниже следует пример выполнения упражнения « Тик-так ». Он связан со страхом высказывания новой идеи начальству. В графе «ТИК» отражены отрицательные мысли; в графе «ТАК» — поло­жительные.

«Тиктак» «Тиктак»

Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и не­уверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

  1. «Тик». Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их.

Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений.

  1. «Так». Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную.

Ниже следуют два примера выполнения упражнения «Тик-так». Первый связан со страхом высказывания новой идеи началь­ству; второй — с опасениями перед выпуском новой продукции.

«Тиктак» 1

«ТИК». Это не имеет смысла. На руководящих должностях лю­ди опытные, и они наверняка об этом уже думали.

«ТАК». Идея не обязательно должна быть эффектной. В кон­це концов, получить ошеломляющие результаты иногда удается после шагов, которые поначалу кажутся незначительными. Будь я владельцем компании, разве мне не хотелось бы, чтобы мои слу­жащие высказывали ценные мысли? Я просто буду записывать все свои сомнения и постараюсь опровергнуть их одно за другим.

«ТИК». Эта мысль настолько нетрадиционная, что меня просто засмеют.

«ТАК». Пусть даже мое предложение отвергнут, но я заслужу уважение. Люди уважают тех, кто творчески относится к делу и стремится улучшить существующий порядок вещей. Наконец, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Чем рискованнее идея, тем больше потенциальное вознаграждение.

«ТИК». До сих пор мне не удавалось придумать что-то но­вое. Самое разумное, что я могу сделать, это не рисковать.

«ТАК». Мне кажется, что мои негативные ощущения отража­ют следующее: «Раз я так чувствую, значит, так оно и есть». Моя настоящая проблема заключается в искаженном восприятии са­мого себя. Неужели фирма наняла бы меня на работу, будь я дей­ствительно так плох?

«ТИК». В прошлый раз мое предложение с треском провали­лось, а идея Тома была принята. Боюсь, что и на этот раз меня постигнет неудача.

«ТАК». Я преувеличиваю значение событий — собственный провал и успех Тома. Томас Эдисон однажды сказал, что путь к успеху лежит через неудачи. Бездействовать — это преступление. Вместо того чтобы стараться не ошибиться, надо пытаться сделать что-то правильно.

«Тиктак» 2

«ТИК». Я никогда не смогу этого сделать.

«ТАК». Надо действовать шаг за шагом, нужно только на­чать. Не следует устраивать авралов.

«ТИК». Я все раскручу, а потом провалюсь.

«ТАК». Не обязательно сразу получить безупречный резуль­тат. Я многое умею. Я могу себе представить, что буду чувство­вать, когда все это закончится. У меня отличный послужной спи­сок. Надо сосредоточиться на работе, и тогда мой подход к делу будет эффективнее.

«ТИК». Я не могу взять себя в руки. У меня недостаточный самоконтроль. Я не умею правильно распределять свое время.

«ТАК». Я должен восстановить самоконтроль, ведь раньше мне многое удавалось. Просто надо лучше и больше работать. Я способен контролировать себя не хуже, чем любой другой из моего окружения. Работа настолько важна, а результаты ее настолько ощутимы, что на данном этапе распределение времени — не такая уж большая проблема.

«ТИК». Какой смысл это делать? Все равно мне никогда не найти фирму, которая протолкнет это изделие на рынок.

«ТАК». Я не могу знать этого наверняка. Надо попробовать. Не исключено, что кто-то заинтересуется. Наконец, можно мно­гое узнать даже в случае неудачи. Есть желание — появятся и возможности. Если я верю в свое дело, другие тоже в него пове­рят. Надо только найти подходящую фирму.

139На первый взгляд фигуры на этом рисунке выглядят странны­ми и бессмысленными. Поскольку вы настроены смотреть исклю­чительно на черные фигуры, белые промежутки вы как бы игно­рируете. Но если вы сосредоточитесь именно на них, то увидите слова «ТИК» и «ТАК». Белые формы приобретают смысл, а чер­ные утрачивают свою значимость.

Вот и в упражнении «Тик-так» — по мере того как позитивные мысли начинают приобретать все большее значение, негативные отступают на задний план, подобно черным фигурам на картин­ке. Проделав это упражнение несколько раз, вы сможете заме­щать негативные мысли позитивными, так сказать, с ходу. Когда вас начнут одолевать страх и сомнения, воспринимайте их как сигнал для поиска «светлых» мыслей.

Как провести первоначальную раскрутку

Много лет назад ученые обнаружили в Новой Гвинее племя, кото­рое считало, что край света находится за ближайшей рекой. Спустя несколько месяцев один из ученых должен был пуститься в обратный путь, для чего ему надо было переправиться через ре­ку. Успешно перебравшись на другой берег, он оглянулся и пома­хал рукой. Но туземцы не ответили на его прощальное приветст­вие, так как, по их словам, он исчез из их поля зрения. Глубоко укоренившееся представление о мире исказило их восприятие реальности.

Не так давно исполнительный директор одного крупного изда­тельства выразил озабоченность отсутствием творческого подхо­да у сотрудников редакционного и маркетингового отделов. Он нанял группу высокооплачиваемых психологов с целью выяс­нить, чем отличается творческая личность от нетворческой.

После года кропотливого труда психологи обнаружили, что между двумя группами сотрудников существует одно-единствен­ное различие: творческий человек уверен в том, что он — лич­ность творческая, а нетворческий человек убежден, что творчест­во — это не для него. Подобно туземцам Новой Гвинеи, люди, уверенные в отсутствии у себя творческих способностей, воспри­нимают действительность искаженно.

В итоге психологи порекомендовали простую программу обу­чения, состоящую из двух частей и направленную на изменение самооценки тех сотрудников, которые не считали себя творче­скими личностями. Исполнительный директор дал согласие на финансирование программы, и через год «нетворческие» сотруд­ники стали предлагать такие ошеломляющие идеи, которые и не снились их коллегам, считавшимся дотоле «генераторами идей». Изменив свое отношение к работе, люди, прошедшие обучение, стали обращать больше внимания на представляющиеся возможности, стали чаще напрягать свои «творческие мускулы». В по­следующие годы эта группа реализовала много новаторских про­ектов и выпустила целый ряд выдающихся изданий. Эти люди получили должную раскрутку и начали преобразовывать не только себя, но и окружающий мир.

Первая часть программы, предложенной психологами, каса­лась самоутверждения; вторая — веры в свои творческие способ­ности.

Самоутверждение

Чтобы укрепить уверенность в себе, возьмите за правило вспоми­нать о своих хороших качествах и успехах и забудьте о промахах. Не важно, что в прошлом вас постигали неудачи. Важно помнить об успешной попытке и развивать достигнутый успех. Например, торговец должен быть готов к серии неудачных сделок, прежде чем ему улыбнется фортуна.

Успех порождает успех. Маленькие удачи — это ступеньки к крупным достижениям. Первым делом надо составить список соб­ственных достоинств и в дальнейшем методично его дополнять.

Записывайте все, что вам в себе нравится: все свои положи­тельные качества. Опишите случаи, когда вы добивались успеха, причем где угодно: дома, на работе, в школе и т. д. Продолжайте расширять список по мере того, как что-то вспоминается или со­вершается. Признание своих заслуг и способностей поможет вам двигаться вперед.

Придерживаясь подобной практики, то есть чаще вспоминая о своих успехах и хороших качествах и реже обращая внимание на неудачи, вы вскоре заметите, что добиваетесь даже больших успехов, чем мечтали. Представьте себе человека, который учит­ся играть в бейсбол. Сначала он промахивается по мячу гораздо чаще, чем попадает по нему битой. С приобретением опыта про­махи случаются все реже. Если бы простого их повторения было достаточно для того, чтобы выработать навык, этот человек стал бы настоящим экспертом по ударам мимо цели. И тем не менее, несмотря на то что поначалу промахов намного больше, чем попа­даний, начинающий бейсболист в конце концов овладевает навыком метко бить по мячу, так как его сознание помнит успешные попытки и сосредоточивается именно на них.

Вера в свои творческие способности

Вторая техника, предложенная психологами, кажется обманчи­во простой, но она невероятно продуктивна. В данном случае для обретения и укрепления веры в свои творческие способности ис­пользуются письменные утверждения.

Люди мыслят, чувствуют и действуют в соответствии со свои­ми взглядами о том, что представляют собой они сами и их окру­жение. Что представляется, то и воплощается. Вообразите себе свой портрет и смотрите на него долго и внимательно — и вы ста­нете соответствовать этому портрету. Представьте себе во всех подробностях картину своего поражения — и одного этого будет достаточно, чтобы сделать победу недосягаемой. Вообразите се­бе одержанную вами победу — и это внесет существенный вклад в ваш будущий успех.

Чтобы зрительно представить себя творческой личностью, нужно поверить в то, что это действительно так. Утверждения о собственных творческих способностях есть определенные пози­тивные высказывания как общего порядка («Я — творческая личность»), так и частного («Я всегда оказываюсь в нужный час в нужном месте. Я занимаюсь именно тем, что позволит мне вы­двинуть отличную идею»). Выберите время и запишите несколь­ко слов о том, какой вы удивительно творческий человек. Затем выберите любое из зафиксированных утверждений и напишите десятка два его вариантов от первого, второго и третьего лица. На­пример: «Я, Майкл, являюсь творческой личностью», «Майкл, ты — творческая личность», «Майкл — творческая личность», «Я действительно творец», «Майкл — первый творец в нашем от­деле», «Ты, Майкл, наделен даром творчества» и т. д.

Не торопитесь. Продумывайте каждое слово, которое пишете. Продолжайте варьировать слова утверждения.

Если вас посещают негативные мысли, записывайте их на об­ратной стороне листа или на отдельном листе. Например, вы за­писали: «Майкл за два года не выдал ни одной свежей идеи», «Окружающие не считают Майкла творческой личностью», «Майкл слишком туп, чтобы придумать что-то новое», «Я уже стар для творчества», «Мне не хватает образования, чтобы вы­двигать новые идеи». Затем вернитесь к записям позитивных ут­верждений.

Закончив писать, взгляните еще раз на негативные записи. Это препятствия, мешающие вам стать творцом. Устраните их, записав позитивное утверждение в ответ на каждое негативное высказывание. Например, относительно приведенных выше от­рицательных констатации могут быть высказаны следующие возражения: «Майкл каждый день придумывает что-то новое», «Эти люди слишком плохо знают Майкла, чтобы судить о нем», «Майкл — не тупица, он просто нестандартно мыслящий чело­век», «Многие знаменитые изобретатели не получили в свое вре­мя формального образования» и т. д.

Такие фразы записывайте в течение пяти дней. За это время негативные мысли наверняка улетучатся. Далее фиксируйте только позитивные утверждения — до тех пор, пока не почувст­вуете, что в этом больше нет необходимости. Прочитайте слово:

140Вы скажете: каждому ясно, что тут написано «ЛЕС». Так ли? Давайте посмотрим внимательнее. Буквы «Л» и «П» в этом на­чертании выглядят очень похожими. Ваше восприятие слов оп­ределяется вашими ожиданиями. Вы ожидаете увидеть слово «ЛЕС», а не «ПЕС». И это ожидание оказывается столь сильным, что существенным образом влияет на ваш мозг, который распо­знает именно то, что вам хочется увидеть.

Точно так же, ожидая от себя творческих прозрений, вы ока­зываете влияние на мозг, и он действительно начинает работать творчески. Уверовав в свои творческие способности, вы поверите в значимость ваших идей и обретете достаточно настойчивости для того, чтобы воплотить их в жизнь.

Резюме

Каждый должен утвердить в себе творческое начало. Хотя мно­гие элементы творчества похожи, они никогда не бывают идентичными. Все сосны похожи одна на другую, тем не менее вы не сыщете двух одинаковых. Из-за широты диапазона сходства и различий очень трудно рассмотреть все варианты проявления в человеке творческого начала. Каждый делает что-то свое. В кон­це концов, художник не является каким-то уж очень особенным человеком, но каждый человек — это особенный, ни на кого не похожий художник.


Оставить комментарий

Loading Facebook Comments ...

На сайте допускается только нормативная лексика, не пишите, пожалуйста, непристойные вещи, они не будут опубликованы.

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2016 | All Rights Reserved | www.podmoskovie.su
Обновление от
   12-09-2016
Яндекс.Метрика