Print Friendly and PDF
Колледж «Подмосковье»
Сайт преподавателя спецдисциплин Никольского А.В.
+7 905 527-21-27
nikolsky.av@mail.ru

Методические рекомендации ТОП-50

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями

Скачать Методические рекомендации ТОП-50

Пояснительная записка

Задачи и мероприятия по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями

Задача 1. Определение приоритетов подготовки кадров для региональной экономики

Подзадача 1.1. Формирование на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей региональной экономики перечня востребованных и перспективных специальностей и рабочих профессий – «ТОП-РЕГИОН».

Подзадача 1.2. Формирование перечня профессий и специальностей, отвечающих приоритетам общероссийского (ТОП-50) и регионального (ТОП-РЕГИОН) развития

Планируемые результаты

Показатели результативности

Задача 2. Формирование плана развития системы СПО, предусматривающего обеспечение подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями на базе ведущих профессиональных образовательных организаций

Подзадача 2.1. Анализ текущего состояния и перспектив развития региональной сети ПОО с целью выполнения условий, необходимых для обеспечения подготовки кадров по ТОП-50 и ТОП-РЕГИОН.

Подзадача 2.2. Определение «ведущих» профессиональных образовательных организаций, с опорой на которых будет обеспечена  подготовка кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями

Подзадача 2.3. Формирование (корректировка) плана оптимизации сети ПОО и пошагового пятилетнего плана развития системы СПО (до 2020 года)

Планируемые результаты

Показатели результативности

Задача 3. Внедрение современных технологий подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям

Подзадача 3.1. Внедрение современных образовательных технологий, апробированных в отечественной практике и за рубежом

Подзадача 3.2. Трансляция опыта тренировок команд Ворлдскиллс в массовую практику подготовки кадров по ТОП-50 через сетевое взаимодействие с межрегиональными центрами компетенций, создаваемыми в рамках ФЦПРО, с базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров Минтруда России.

Планируемые результаты

Показатели результативности

Задача 4. Оценка и мониторинг качества подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям

Планируемые результаты

Показатели результативности

Приложения

Приложение 1. Поясняющие схемы

Приложение 2. Перечень 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями (ТОП-50).

Приложение 3. Перечень (федеральный) показателей мониторинга качества СПО.

Приложение 4. Результаты анализа зарубежного опыта и опыта реализации за последние 8 лет масштабных программ и проектов в сфере профессионального образования России (резюме).

Приложение 5. Построение «ресурсопроводящих» сетей ПОО региональной системы СПО: кластерно-отраслевой подход, территориально-сетевая организация ресурсов.

Пояснительная записка

Провозглашённый в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом, системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности.

За последние десять  лет система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена претерпела наиболее кардинальные изменения. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 – 2010 годах была осуществлена комплексная и масштабная институциональная поддержка организаций начального и среднего профессионального образования (СПО) в 64 субъектах Российской Федерации. В дальнейшем в 2011 – 2015 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 57 пилотных регионах были реализованы комплексные программы развития профессионального образования с использованием механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей.

Реализация региональных программ обеспечила формирование новых элементов образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена; с учетом требований новых образовательных стандартов разработаны новые программы обучения; на основе модернизации материально-технической базы образовательных учреждений получили развитие инновационные формы и технологии обучения; внедрены в практику новые экономические механизмы и процедуры управления образовательными организациями профессионального образования. Преемственность государственной политики и последовательные меры государственной поддержки системы СПО позволили сохранить единое образовательное пространство в сфере среднего профессионального образования, сформировать точки роста и развития.

В послании Федеральному  Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р  утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, в том числе по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.

Реализация указанного  комплекса мер  находится в  зоне ответственности Минобрнауки России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управления в сфере образования и образовательных организаций, реализующих как основные программы профессионального обучения, так и дополнительные  профессиональные программы.

В рамках реализации указанного комплекса мер должны быть реализованы в 2016-2017 первоочередные мероприятия по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям (ТОП-50) в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (ФЦПРО) предусматривает реализацию комплекса взаимоувязанных по задачам,  срокам, ресурсам  и результатам мероприятий, относящихся как к федеральному, так и к региональному компонентам.

В рамках федерального компонента будут реализованы мероприятия по формированию 50 образовательных стандартов  и примерных программ:

актуализация и утверждение ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов (2016-2017);

формирование макета примерных основных образовательных программ по ТОП-50 (2016);

разработка примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, разработанных на основе практико-ориентированных моделей обучения и их одобрение федеральным учебно-методическим объединением (2016-2017);

размещение примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в реестре примерных основных образовательных программ (2016-2017).

Принципиально новым решением по трансляции международных технологий обучения и требований к квалификациям и умениям WORLDSKILLS в массовую практику подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям является создание и обеспечение деятельности межрегиональных центров компетенций.

Поэтому в ФЦПРО по мероприятию 1.2 «Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса» в 2016-2017 годах будет осуществлена государственная поддержка реализации региональных программ развития СПО, которая будет фокусироваться на создании и обеспечении деятельности межрегиональных центров компетенций(далее МЦК).

В 2015 году Минобрнауки России был проведен конкурсный отбор на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2016 и 2017 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение мероприятий ФЦПРО. По итогам конкурса было определено 6 победителей — Свердловская область (МЦК в области промышленных и инженерных технологий (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов»)), Республика Татарстан (МЦК в области  информационных и коммуникационных технологий), Московская область (МЦК в области строительства), Ульяновская область (МЦК в области обслуживания транспорта и логистики), Тюменская область (МЦК в области искусства, дизайна и сферы услуг), Республика Чувашия (МЦК в области промышленных и инженерных технологий (специализация «Автоматизация, радиотехника и электроника»)).

ФЦПРО предусмотрено:

создание МЦК, формирование в их структуре учебных и тренировочных центров (январь-март 2016);

создание координационного совета Минобрнауки России (с участием Минтруда России / Минпромторга России / Минэкономразвития России, АСИ /WSR,Совета при президенте РФ по квалификациям, субъектов РФ, работодателей (государственных корпораций, отраслевых советов)) по вопросу о подготовке рабочих кадров для социально-экономического развития регионов(февраль 2016);

проведение планово-аналитической сессии по вопросам о подготовке рабочих кадров по профессиям и специальностям ТОП-50 (февраль 2016);

экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов,  программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50 (2016-2017, последующий период до 2020);

подготовка экспертов из числа преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования (2016-2017, последующий период до 2020);

разработка оценочных средств, структуры, методики расчета и применения контрольно-измерительных материалов для ГИА, включая требования к демонстрационному экзамену (2016-2017, последующий период до 2020);

организация и проведение региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по ТОП-50 (2016-2017, последующий период до 2020);

разработка программы магистратуры по направлению подготовки «Профессиональное обучение» для директоров и заместителей директоров  профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по ТОП-50 (2016-2017, последующий период до 2020);

организация дополнительного профессионального образования педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку по ТОП-50 (2016-2017, последующий период до 2020);

формирование квалификационных требований к руководителям межрегиональных центров компетенций(март 2016);

повышение квалификации руководителей профессиональных образовательных организаций в межрегиональных центрах компетенций по программам в сфере кредитно-финансовой системы (в том числе касающиеся практик по условиям заключения и исполнения договора финансовой аренды (лизинга) (2016);

издание специальной учебной литературы по дисциплине «Иностранный язык» (учебников, словарей, брошюр) для  подготовки обучающихся по ТОП-50 по профессиональной направленности (апрель 2016);

формирование плана развития межрегиональных центров компетенций (февраль 2016);

В части обеспечения деятельности региональных «ведущих колледжей» / ресурсных центров (для регионального компонента):

формирование модели привлечения частных инвестиций в создание ресурсных центров, созданных на базе предприятий, автономных профессиональных образовательных организаций (январь 2016);

формирование перечня российского оборудования, необходимого для обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями профессиональных и международных стандартов (январь 2016);

проработка вопросов субсидирования из федерального бюджета части затрат лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) и процентных ставок по кредитам, полученных организациями для закупки оборудования в целях реализации образовательных программ по ТОП-50(февраль 2016);

формирование квалификационных требований к руководителям ресурсных центров (март 2016).

На федеральном уровне в рамках ФЦПРО для поддержки реализации регионального компонента будут реализованы в 2016-2017 годах:

проект «Педагогические кадры для СПО»;

проект «Управленческие кадры для СПО».

Будет создан Проектный офис, в задачи которого входит: координация работ; мониторинг; разработка и экспертиза, реализация конкурсных процедур отбора руководителей МЦК; аналитические работы; методическое сопровождение; организация публичных мероприятий; информационное сопровождение; PR комплексных проектов.

В части мониторинга системы СПО:

проведение пилотного мониторинга качества СПО (2015);

проведение ежегодного мониторинга качества СПО(2016-2017, последующий период до 2020).

На региональном уровне будет реализовываться стратегия опоры на «ведущие» профессиональные образовательные организации (в том числе ресурсные центры), владеющие мощными образовательными ресурсами (материально-техническими, кадровыми, методическими, информационными, социальными (система связей с партнерами)), необходимыми для обеспечения подготовки кадров по ТОП-50 на международном уровне качества.

Подготовка кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями должна осуществляться в соответствии с текущими и перспективными потребностями региональной экономики, с приоритетами регионального развития.

Поэтому на региональном уровне требуется решить следующие задачи:

определение региональных перечней приоритетных  профессий и специальностей для подготовки в региональной системе СПО, согласующихся с федеральным перечнем перспективных и востребованных на рынке труда Российской Федерации профессий и специальностей (ТОП-50);

определение (в том числе из числа региональных ресурсных центров) «ведущих» профессиональных образовательных организаций-лидеров, с опорой на которых будет обеспечена  подготовка кадров по ТОП-50;

повышение нормативов бюджетного финансирования по профессиям и специальностям ТОП-50 в 2 раза (2016);

проработка вопросов передачи средств бюджета субъекта Российской Федерации за реализацию профессиональных модулей и практики ресурсным центрам(март 2016);

проработка вопросов предоставления льгот «ведущим колледжам» по региональным налогам (март 2016).

Для целей эффективной сетевой организации образовательных ресурсов региональной системы СПО на рациональных основаниях в целях обеспечения  подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями на базе «ведущих» профессиональных образовательных организаций — ресурсных центров будут сформированы (скорректированы) планы субъектов Российской Федерации по оптимизации региональной системы СПО, предусматривающие укрупнение сети профессиональных образовательных организаций. Планы оптимизации региональной системы СПО будут предусматривать включение в сетевое сотрудничество ПОО, не вошедших в перечень «ведущих».

Будет организовано взаимодействие МЦК и «ведущих» ПОО с целью трансфера программ и технологий подготовки кадров по ТОП-50.

На региональном уровне реализация ТОП-50 потребует внедрения современных образовательных технологий, апробированных в отечественной практике и за рубежом:

  • практико-ориентированные методы обучения (дуальное обучение) и связанные с ними инфраструктурные и технологические решения;
  • модульно-кредитная система обучения;
  • сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения;
  • трансляция опыта тренировок команд Ворлдскиллс в массовую практику подготовки кадров по ТОП-50 через сетевое взаимодействие с межрегиональными центрами компетенций, создаваемыми в рамках ФЦПРО, с базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров Минтруда России

— реализация ресурсными центрами (ведущими ПОО) права проведения демонстрационного экзамена в соответствии с требованиями Ворлдскиллс.

Настоящие методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (далее – рекомендации) ставят целью оказать методическую помощь управленческим работникам региональных систем СПО, а также руководителям и работникам профессиональных образовательных организаций в подготовке и реализации мероприятий в рамках  государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на модернизацию системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с задачами и целевыми ориентирами, определенными в комплексе мер.

Настоящие рекомендации подготовлены на основе анализа условий и предпосылок модернизации системы профессионального образования в России и в зарубежных странах, с учетом реализации за последние 8 лет программ и проектов по модернизации системы СПО, с опорой на лучшие практики реализации государственных программ развития системы СПО в субъектах Российской Федерации, учитывают современные условия и предпосылки модернизации СПО, ситуацию развития и основные тренды, анализ нерешенных проблем.

Рекомендации ориентированы на взаимоувязанные направления модернизации системы СПО, технологические и инфраструктурные решения и должны применяться в комплексе со следующими документами:

  • Методические рекомендации по практической оптимизации сети государственных (муниципальных) организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, включая описание принципов, методов, способов их использования (Минобрнауки России);
  • Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования);
  • Сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям);
  • Методические рекомендации по совершенствованию участия представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.

Предметом рекомендаций является содержание мероприятий, сущность применяемых подходов и механизмов, используемые ресурсы и инструментарий, а также возможные алгоритмы реализации, по следующим актуальным вопросам:

  • Определение приоритетов подготовки кадров для региональной экономики.
  • Формирование плана развития системы СПО, предусматривающего обеспечение подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями на базе ведущих профессиональных образовательных организаций
  • Внедрение современных технологий подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям
  • Оценка и мониторинг качества подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям.

Реализация рекомендаций потребует всестороннего анализа выполнения следующих условий (системных, материально-технических, финансовых, кадровых), необходимых для обеспечения в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями:

  • экономическая эффективность региональной системы СПО;
  • социальная эффективность региональной системы СПО;
  • соответствие региональной системы СПО актуальному состоянию и перспективам развития рынка труда территории;
  • успешный опыт участия в масштабных программах и проектах поддержки СПО: последовательное обновление материально-технической базы, методических ресурсов и квалификации персонала, развитие инфраструктуры СПО;
  • реализуемые кластерно-отраслевой и территориально-сетевой принципы управления ресурсами региональной системы СПО: системный «охват» и сетевые возможности;
  • многообразие и результативность действующих механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы;
  • наличие и высокое качество кадрового и методического ресурса региональной системы СПО, опыт организации сетевого взаимодействия;
  • высокий охват образовательных программ, реализуемых на основе современных методов обучения в СПО и связанных с ними инфраструктурных и технологических решений (структурные подразделения ПОО на предприятиях, дуальное обучение, модульно-кредитная система обучения, институт наставничества, сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения);
  • успешный опыт и результативность участия в конкурсах профессионального мастерства, в том числе Ворлдскиллс Россия;
  • наличие развитой системы независимой оценки качества профессионального образования.

Овладение успешным региональным опытом модернизации системы СПО, в том числе вопросами проектирования и управления «ресурсопроводящими» образовательными сетями, проектирования образовательных программ на основе прогноза потребностей рынка труда в квалификациях и компетенциях, реализации практико-ориентированных методов обучения, трансляции опыта тренировок участников команд Ворлдскиллс в массовую практику,  развитие системы оценки качества подготовки кадров, может стать основой для обеспечения в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

Правовую основу рекомендаций составляют следующие документы:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р);
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);
  • Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662;
  • План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2013 г. № 464
  • Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года  (одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн)

 Перечень сокращений и обозначений:

ВСР — Ворлдскиллс Россия

ГИА — государственная итоговая аттестация

ДПО — дополнительное профессиональное образование

ЕГЭ — единый государственный экзамен

ИПК — институт повышения квалификации работников образования

КЦП — контрольные цифры приема

МИП — малое инновационное предприятие

МТБ — материально-техническая база

МЦК — межрегиональный центр прикладных квалификаций

МЦПК — многофункциональный центр прикладных квалификаций

ОГЭ — основной государственный экзамен

ОНДП — основные направления деятельности Правительства

ОСОКО — Общероссийская система оценки качества образования

ПОО — профессиональная образовательная организация

СНОК — система независимой оценки квалификаций

СПО — среднее профессиональное образование

ТОП-50 — (Общероссийский перечень) Список 50 наиболее востребованных на рынке труда Российской Федерации новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования

ТОП-РЕГИОН — Перечень наиболее востребованных на региональном рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования

УМЦ — учебно-методический центр

ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт

ФОТ — фонд оплаты труда

ФЦПРО — федеральная целевая программа развития образования

Скачать Методические рекомендации ТОП-50


Оставить комментарий

Loading Facebook Comments ...

На сайте допускается только нормативная лексика, не пишите, пожалуйста, непристойные вещи, они не будут опубликованы.

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2016 | All Rights Reserved | www.podmoskovie.su
Обновление от
   12-09-2016
Яндекс.Метрика