Print Friendly and PDF
Колледж «Подмосковье»
Сайт преподавателя спецдисциплин Никольского А.В.
+7 905 527-21-27
nikolsky.av@mail.ru

Построение сетей ПОО Приложение 5

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Построение «ресурсопроводящих» сетей ПОО региональной системы СПО: кластерно-отраслевой подход, территориально-сетевая организация ресурсов

image018

Механизмы и проблемы оптимизации сети ПОО

За счет передачи большей части техникумов и колледжей с федерального на региональный уровень с значительно вырос ресурсный потенциал региональных систем среднего профессионального образования – сети образовательных организаций, что закрепило переход к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования при соблюдении принципов единого федерального образовательного пространства. В результате произошел резкий рост сетей региональных систем образования, что привело на первом этапе ряд трудностей организационного, финансового, структурного, кадрового и содержательно-методического характера, связанных с процессами передачи и слияния.    Федеральная поддержка региональных систем профессионального образования позволила их руководителям реализовать реальные возможности провести качественную оптимизацию сетей, обеспечить приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями социально-экономического развития регионов и страны в целом.

Необходимость масштабной институциональной трансформации региональных образовательных сетей в России была спровоцирована двумя обстоятельствами:

  • перераспределением ответственности в сфере профессионального образования между уровнями государственной власти;
  • перераспределением мощностей ПОО из-за сокращения контингента на «длинных» (основных) образовательных программах в условиях демографического спада и снижения спроса на рабочие профессии со стороны молодежи, и роста спроса на «короткие» программы со стороны взрослого населения и работодателей для переподготовки своего персонала.

Кроме того, в последние годы обозначились следующие устойчивые тенденции на российских рынках труда и образовательных услуг:

  • сжимающийся рынок основных образовательных программ СПО, обусловленный демографическим спадом, сокращением спроса населения на «длинные программы» и изменением миссии системы СПО от «института социального призрения» к позиции «ресурса развития экономики»;
  • бурно растущий рынок «коротких программ» за счет повышения спроса на них со стороны взрослого населения и организаций, существенных изменений в структуре квалификаций, перехода системы профессионального образования на парадигму непрерывного образования «через всю жизнь», обеспечивающую преемственность всех форм получения и наращивания квалификаций;
  • рост спроса бизнеса на высокие рабочие квалификации, их оперативное и гибкое повышение и трансформацию, сопровождающийся постепенным снижением количественной потребности бизнеса в рабочих кадрах (как результат объективного процесса технологического развития и повышения автоматизации производств).

Фактически сегодня основные региональные модели оптимизации сетей ПОО (включая их реструктуризацию) учитывают эти тенденции, но остается ряд нерешенных проблем.

Одна из таких проблем заключается в том, что региональные системы СПО все еще остаются фрагментарными на региональном уровне. Наличие разных региональных учредителей ПОО (региональные органы управления в области образования, труда и занятости, здравоохранения, культуры, спорта, лесной отрасли и т.п.) понижает управляемость системы возникающими при этом барьерами распределения и согласования полномочий, межбюджетных отношений, препятствует оперативному реагированию на вызовы региональной социально-экономической ситуации и изменения образовательной политики.

Существенной проблемой для отдельных регионов является также наличие правовых препятствий на пути оптимизации сети ПОО. В законодательстве отдельных регионов, например, полномочия по реорганизации/ликвидации ПОО отнесёны к ведению законодательного собрания, что лишает учредителя базового механизма реструктуризации сети.

Типичными организационными решениями при реорганизации ПОО в регионах России являются:

1) реорганизация одного или нескольких ПОО путем их слияния;

2) реорганизация одного или нескольких ПОО путем их присоединения к другому ПОО или вузу в качестве его структурных подразделений.

При этом при создании новых образовательных комплексов может возникнуть риск, связанный, прежде всего,  с желанием механического присоединения ПОО к головным ПОО или вузам. Такой сценарий объединения при создании многопрофильных комплексов может привести к возможному закрытию «неудобных»  головному ПОО (вузу), но  востребованных или уникальных для отрасли или региона  профессий и специальностей. Помимо прямых негативных последствий для рынков труда и образовательных услуг, это, в свою очередь, приводит к неэффективному использованию или выбытию из образовательного процесса высокотехнологичного или уникального оборудования лабораторных и учебно-производственных комплексов, кадровых и методических ресурсов, системы связей с работодателями, присущих присоединённым ПОО.

При таком сценарии спустя годы после присоединения ПОО к вузу нередко наблюдается «вымывание» программ СПО из вузовской практики, исчезновение этого уровня профессионального образования из вузов.

Очевидно, что процесс реструктуризации должен происходить на основе единой стратегии оптимизации сети, то есть должен быть управляемым.

Выбор принципов институционального оформления сетей и их сегментов в зависимости от отраслевой специализации и профилей образовательных организаций, а также обеспечение требований к составу и пространственной конфигурации территориальных сетей образовательных организаций СПО в каждом регионе осуществляется по-разному.

Но при любых условиях критерии оптимизации сети остаются едиными:

Критерий 1. Социальная эффективность сети, раскрываемый через показатели доступности образования, обеспечения гарантий реализации прав граждан на выбор форматов профессионального образования, соответствующих их образовательным потребностям.

Критерий 2. Соответствие системы профессионального образования актуальному состоянию и перспективам развития рынка труда территории.

Критерий 3. Экономическая эффективность сети образовательных организаций.

Следует признать, что в большинстве регионов достаточно эффективно решается проблема загрузки проектных мощностей региональной сети ПОО.

Сокращение контингента молодежной когорты на «длинных» программах в условиях демографического спада, снижение спроса на рабочие профессии со стороны молодежи, а также бурный рост спроса на «короткие» программы со стороны взрослого населения и работодателей для переподготовки своего персонала, предопределяет  перераспределение мощностей образовательных организаций СПО и переход на обучение взрослых на базе региональной сети ПОО, которая теперь все более активно начинает конкурировать с корпоративными сетями подготовки кадров.

С другой стороны, ресурсы региональной сети ПОО должны активнее использоваться системой общего образования. На достаточно высоком уровне в большинстве регионов фиксируется значение показателя реализации на базе ПОО программ предпрофильного обучения или профессиональных проб (элективные курсы), основной задачей которых – профессиональная ориентация школьников, через моделирование основных элементов профессиональной деятельности — формирование готовности школьников к осознанному выбору профессии.

Таким образом, осуществляемая сегодня в России оптимизация сетей ПОО показывает в целом значительные позитивные сдвиги в области сетевой организации ресурсов, роста наполняемости ПОО, охвата системой молодежи, увеличением степени самостоятельности ПОО, роста доходов ПОО от образовательной деятельности, но демонстрирует, однако, и негативные тенденции в области обеспечения территориальной доступности профессионального образования для муниципальных районов вне крупных городов. Уже в ближайшем времени это может пагубно сказаться на экономике регионов. Данное обстоятельство должно послужить основой для дальнейшего детального анализа и принятия управленческих решений в процессе оптимизации сетей ПОО. Одним из выходов в этой ситуации видится сохранение сети филиалов ПОО в тех муниципалитетах, где ПОО играют значимую социальную роль – сельские районы, удаленные территории и т.д.

Сетевая организация ресурсов[1]

Благодаря осуществляемой оптимизации структура сети профессионального образования стремительно меняется. Неизбежно возрастает роль сетевого взаимодействия между элементами сетей и их партнерами.

На основании ежегодного мониторинга реализации региональных программ развития профессионального образования можно утверждать, что в региональных системах среднего профессионального образования в той или иной степени на первый план выдвигаются элементы сетевых форм организации управления сетями, использующие в управлении ресурсами региональных систем среднего профессионального образования сетевые связи, отношения и технологии, и объединяющая два противоположных принципа — конкуренцию и кооперацию.  Их удается совместить именно за счет специализации элементов сети. То есть сами региональные сети в недалекой перспективе будут представлять собой группы сотрудничающих многофункциональных элементов – обучающих (функциональных), управляющих и сервисных структур, скооперированных между собой для реализации единых задач подготовки квалифицированных кадров. Так, в большинстве региональных систем уже созданы и функционируют региональные общественно-государственные органы, ответственные за формирование единой кадровой политики (советы при губернаторах, комиссии, межведомственные рабочие группы и т.п.). Создаются координирующие сетевые элементы (региональные центры развития профессионального образования, агентства кластерного развития и др.),  выполняющие сервисные (информационно-аналитические, контрольные, учебные, методические, экспертно-консалтинговые и др.) сетевые функции, а также функции, обеспечивающие взаимодействие между рынками труда и профессионального образования, закрепленные в регламентах их деятельности.

Сетевой принцип организации системы СПО, базируемый на целевой концентрации высокостоимостных и/или эксклюзивных образовательных ресурсов по одному или нескольким профессиональным профилям (группам профессий и специальностям), обеспечении коллективного использования сконцентрированных ресурсов в одной единице сети, другими единицами, организации внутрисетевого взаимодействия единиц сети, их взаимодействии с предприятиями/организациями экономики, предполагает создание таких специализированных элементов сети, как ресурсные центры. Ресурсные центры представляют собой сервисные единицы  сети ПОО, сконцентрированные ресурсы которых (материально-технические, методические, информационные, кадровые, система связей с работодателями как ресурс) предоставляются для коллективного доступа ПОО клиентской сети.

Сетевые структуры региональных систем среднего профессионального образования  строятся как мобильные и дискретные системы с высокой степенью самостоятельности элементов. Отличительной особенностью такой сети является синергетический эффект:  результат подготовки кадров сетью принципиально отличается от простого механического сложения результатов обучения каждой образовательной организации в отдельности.

В настоящее время можно (в первом, грубом приближении) выделить три модели, которые в той или иной степени реализуются в последние годы в региональных системах среднего профессионального образования России.

Необходимо отметить, что ни одна из них в чистом виде не используется.   Можно пока лишь говорить о сочетании  элементов этих трех моделей или преимущественном применении одной из них для управления ресурсами региональной системы.

Первая модель – «вертикально интегрированная». Региональная система среднего профессионального образования представлена централизованной сетью профессиональных образовательных организаций с линейными (реже — линейно-функциональными) жесткими иерархическими связями. Схематично, в узле такой сети располагается управляющий элемент – региональный орган исполнительной власти, в функции которого входит администрирование и управление  финансовыми и материально-техническими ресурсами сети. Как правило, в такой сети присутствует еще один узел, жестко связанный с узлом управления – это сервисный элемент (учебно-методическая структура (УМЦ, ИПК), управляющий методическими, информационными и кадровыми ресурсами сети.  На периферии располагаются функциональные элементы сети – профессиональные образовательные организации, которые, на своем локальном уровне образуют связи со своими социальными партнерами. В основном, это, в основном, простые договорные конструкции о социальном партнерстве, о предоставлении мест практики и т.д.

Такую модель преимущественно реализуют малые (компактные) сети ряда регионов России, что оправданно  простотой управления в условиях малого масштаба (примерно до 20 образовательных организаций) и ограниченности ресурсов. Для крупных же региональных систем среднего профобразования с протяженной пространственной конфигурацией сети или в регионах с высокой плотностью населения реализация исключительно данной модели оборачивается серьезными недостатками: отсутствие самостоятельности элементов, отсутствие конкурентной среды, перегруженность разнородными оперативно-тактическими задачами управляющего элемента, равномерное (т.е. неэффективное) распределение и использование ресурсов.

Вторая модель, активно выдвигающаяся в последние годы на первое место по применимости – «кластерная». Значимость кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития экономики субъектов Российской Федерации приводит к практическому внедрению и в систему образования институциональных кластерных структур. Кластерная модель — яркий пример децентрализации управления ресурсами, что является одним из условий повышения эффективности. В этой модели, если ее описывать схематично, региональная система среднего профессионального образования представлена «гроздьями» функциональных элементов, сгруппированных по территориально-отраслевому принципу. Целью создания учебно-производственных кластеров является  вертикальная и горизонтальная интеграция ресурсов образовательных организаций разного уровня (включая вузы), организаций производства и науки.  Группы элементов внутри кластера образуют четкие функциональные связи между собой, создают на принципах государственно-частного партнерства собственные сервисные структуры (экспертные советы, технопарки, МИП,  технико-внедренческие  центры, учебные центры и др.). Ядром кластера является, как правило, крупный работодатель, а учебными и технико-внедренческими бизнес-процессами управляет совет кластера или же опорный (или головной) вуз. Если говорить в целом о региональной системе среднего профессионального образования при реализации кластерной модели, то сеть образовательных организаций управляется различными узлами, представленными координационными органами кластеров, куда входят профильные региональные органы исполнительной власти и отраслевые объединения работодателей региона. Одновременно нередко сохраняются традиционные ресурсные связи. Поэтому структура управления такой сети близка к дивизиональной.

Ориентация системы профессионального образования на развивающиеся производственные кластеры становится главным направлением ее модернизации. Именно поэтому в большинстве субъектов Российской Федерации инициаторами создания образовательных кластеров являются сами работодатели. Достоинства же кластерной модели очевидны: отраслевая специализация, качественное и оперативное решение задач кадрового обеспечения отраслей и территорий, широкое использование механизмов бизнес-менеджмента, широкий спектр  применяемых моделей государственно-частного партнерства, относительная самостоятельность структурных  элементов, эффективное использование ресурсов.

Региональных примеров можно сегодня привести множество: учебно–производственный кластер «машиностроение» Владимирской области, промышленно-образовательный кластер «Нижегородское Заречье», научно-образовательный кластер в сфере нефтехимии и нефтепереработки Республики Татарстан, светотехнический образовательно-производственный кластер Республики Мордовия, Нефтегазовый кластер Республики Коми, территориальный производственно-образовательный консорциум ОАО «ГМК «Норильский никель», производственно-образовательный кластер металлургического профиля Липецкой области, кластерные группы Тамбовской области, Ядерно-инновационный и авиационный кластеры Ульяновской области, кластерное взаимодействие в рамках проектов «Титановая долина» и «Будущее белой металлургии» Свердловской области и многие другие.

Третья модель – «сетевая», которая помимо децентрализации управления ресурсами ставит целью усиление самостоятельности элементов. Кроме того, эта модель динамична — предполагает непрерывную трансформацию конфигурации сети при изменении условий и задач. Эта модель «в идеале» содержит в себе объединяющий смысловой концепт — явным для всех структур региональной системы среднего профессионального образования и ее партнеров является блок перспективного видения развития региональной системы, который задает рамку для работы всей сети образовательных организаций. По сути – «кластерная» модель является частным случаем «сетевой» модели.

Ресурсы сети при реализации сетевой модели управляются из различных узлов. Например, такими управляющими и сервисными узлами являются региональный орган исполнительной власти, Совет при губернаторе по кадровой политике, центр развития профессионального образования, региональный центр исследования рынка труда, учебно-методический центр и др. Но и функциональные элементы сети (профессиональные образовательные организации) также образуют внутренние связи с другими элементами сети и с партнерами как за счет собственной специализации (например, многопрофильный «губернский колледж» или «отраслевой высокотехнологичный центр»), так и за счет наличия структурных подразделений или совместных с бизнесом структур, являющихся сервисными для других образовательных организаций (сеть ресурсных центров, сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций, учебные центры на предприятии, некоммерческие партнерства, маркетинговые центры и т.д.). В качестве типичных примеров преимущественной реализации элементов этой модели можно привести Самарскую область, Красноярский край, Свердловскую область, Челябинскую область и ряд других регионов.  Элементы этой модели активно внедряются в рамках региональных программ развития профессионального образования при поддержке Федеральной целевой программы развития образования.

Таким образом, за последние годы в различных регионах России выработаны и реализованы важные стратегические и тактические решения, отработаны эффективные оптимизационные модели и механизмы территориально-отраслевой организации ресурсов региональной системы среднего профессионального образования,  что позволит уже в самое ближайшее время, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в интересах формирования оптимальной и эффективной системы среднего профессионального образования в масштабах Российской Федерации, выработать и реализовать единую стратегию государственной поддержки и распространения инновационных региональных практик, адекватных опережающему развитию экономики России.

Модернизация ДПО, создание сети МЦПК[2]

Объективные процессы демографического старения населения  диктуют необходимость переобучения действующих работников, привлечения к трудовой деятельности безработных граждан и лиц, в силу разных причин, выбывших из активной трудовой жизни. В контексте этих вызовов в число ведущих факторов достижения экономического успеха и социального развития выдвигаются образование и обучение граждан в течение всей жизни.

Под обучением в течение всей жизни понимают создание благоприятных условий для непрерывного обучения граждан, независимо от их возраста, квалификации или уровня образования, отвечающего их запросам и интересам и позволяющего на разных этапах жизни овладевать  знаниями и компетенциями, обеспечивающими их успешную адаптацию к изменяющимся требованиям экономики и социального развития.

Особая роль в обеспечении возможностей для обучения в течение всей жизни отводится профессиональному обучению, которое под воздействием новых требований повсеместно претерпевает значительные изменения, в том числе и в Российской Федерации.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена новая институциональная форма профессионального обучения  — учебные центры профессиональной квалификации, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц. Формирование учебных центров профессиональной квалификации или многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее – МЦПК) определено как перспективное направление решения задачи кадрового обеспечения отраслей, имеющих решающее значение для модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В разделе IV «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», также задача формирования сети МЦПК конкретизируется в их сущностных характеристиках. Они должны стать структурными единицами системы непрерывного образования и обучения, обеспечивающими:  доступ к получению профессиональных квалификаций  для всех возрастных групп населения от 15 лет; оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий; гибкость программ профессионального обучения; повышение многообразия траекторий профессионального развития; расширение полномочий работодателей в управлении подготовкой кадров.

Наиболее массовыми по количеству обученных являются такие виды программ, реализуемых в МЦПК, как программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы повышения квалификации и переподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы дополнительного профессионального образования.

Различаются как МЦПК, ориентированные на подготовку кадров для приоритетных  высокотехнологичных отраслей, имеющих стратегическое значение для развития экономики субъектов Российской Федерации, так и МЦПК, ориентированные на подготовку кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям. Наиболее часто встречающийся — вариант многопрофильного МЦПК, реализующего широкий портфель программ подготовки как по приоритетным, так и по массовым профессиям.

На выбор приоритетов в деятельности МЦПК существенно влияет состав предприятий — партнеров и потребителей образовательных услуг. Анализ по видам экономической деятельности (отраслям экономики) предприятий, выступающих партнерами и крупными заказчиками МЦПК, показывает, что их максимальное количество представлено предприятиями традиционных отраслей: обрабатывающего сектора, сельского хозяйства и энергетики, что можно объяснить наличием в этих отраслях стабильной потребности в подготовке кадров. Не только позитивным, но и полностью соответствующим идее МЦПК является тот факт, что среди предприятий традиционных отраслей значительна доля наиболее динамично развивающихся предприятий, связанных со сферой услуг: гостиничным, ресторанным обслуживанием, оптовой и розничной торговлей, сервисными услугами, а также строительством, транспортом и связью.

Все чаще кооперация предприятий и компаний с образовательными организациями СПО и входящими в их состав МЦПК, строится в рамках создаваемых территориальных производственно-образовательных кластеров. Вхождение в кластеры вносит коррективы в целеполагание участников, и фокус во взаимоотношениях перемещается с проблемы трудоустройства выпускников на взаимодействие в обновлении содержания и  обеспечении качества подготовки с учетом технологических и иных изменений в цепочке кластера.

Вхождение в состав кластера стимулирует образовательную организацию СПО к усилению ориентации всех реализуемых программ подготовки на потребности развития отраслевой группы компаний, расположенных на территории субъекта. В силу специфики самих программ, это, прежде всего, должно затрагивать структуру и содержание программ профессионального обучения рабочих кадров и специалистов, уже работающих на производстве.

Поскольку уже сегодня доля обучающихся по заявкам работодателей составляет практически 70 % от общего количества обученных в МЦПК,  можно говорить о том, что создание условий и содействие в овладении работающими новыми квалификациями, востребованными производством, становится ключевой задачей МЦПК.

Выдвижение данной задачи в качестве ключевой обусловлено рядом факторов. Она, несомненно, связана с формированием Национальной системы квалификаций, в которой главный акцент делается на сертификацию профессиональных квалификаций работников путем организации специальных процедур оценки  на основе профессиональных стандартов.  Фактическое придание профессиональным стандартам статуса инструмента управления персоналом также многократно усиливает значение организации непрерывного обучения для взрослого населения, и что не менее важно,  существенно расширяют масштабы этой задачи. Возможность своевременного прохождения обучения на основе  качественных программ повышения квалификации или переподготовки становится частью и неотъемлемым условием успешной трудовой жизни человека,  составляющей экономического и социального развития общества.

Развертывание на базе  МЦПК работ по разработке и реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с требованиями предприятий и бизнеса позволяет формировать качественно новый контент и отрабатывать образовательные технологии для их последующего применения в рамках основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки. Уже сегодня МЦПК занимаются отработкой отдельных профессиональных модулей, реализуемых в рамках сетевых профессиональных образовательных программ. Дальнейшее развитие сетевого взаимодействия МЦПК может создать  дополнительные возможности для организации обучения  по различным программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; повышения квалификации и стажировок педагогических работников; для расширения набора вариативных профессиональных модулей, дополнительных образовательных программ, которые могут изучаться на базе различных МЦПК – партнеров. Все  это должно  способствовать  решению  задачи обеспечения  подготовки  кадров  по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с профессиональными стандартами и лучшими мировыми достижениями.

Взаимодействие с бизнесом в совместной работе по созданию диверсифицированного набора программ, обеспечивающих потребности предприятий, способствует росту взаимопонимания и доверия со стороны бизнеса к качеству подготовки в системе СПО, что, в свою очередь, способствует расширению сотрудничеств, как в части реализации основных профессиональных программ, так и в части  партнерства во внеобразовательной деятельности. Как результат, возрастает вклад государственно -частного партнерства в формирование кадровых ресурсов региона.

Приведенные выше задачи и обуславливающие их факторы диктуют необходимость  выработки и реализации стратегии дальнейшего развития МЦПК,  имеющей целью превращение их в рыночно — ориентированный структурный элемент образовательной системы, способный быстро и гибко реагировать на запросы предприятий и территорий в части  подготовки рабочих кадров и специалистов. Основными направлениями этой стратегии  могут являться следующие.

Развитие эффективных и устойчивых связей МЦПК с потребителями образовательных услуг, включая: реализацию механизмов выявления и анализа кадровых потребностей предприятий, кластеров и территорий; организацию совместной разработки программ на базе профессиональных стандартов; развитие взаимодействия в обеспечении оценки и сертификации  квалификаций персонала; модернизацию процессов предоставления профориентационных услуг с учетом особенностей целевых групп населения.

Обеспечение конкурентоспособности образовательных программ, в том числе: создание кастомизированных практико-ориентированных программ, соответствующих лучшим отечественными и зарубежными стандартами  и передовыми технологиям; развитие сетевого взаимодействия в целях эффективного использования образовательных ресурсов; организацию повышения квалификации и/или стажировок на рабочем месте педагогических кадров, обеспечивающих освоение современных практико — ориентированных технологий обучения.

И, наконец, формирование современной клиенто-ориентированной системы управления деятельностью МЦПК, включая разработку и реализацию  систем мониторинга, оценки и управления качеством подготовки кадров на базе МЦПК с участием заказчиков/потребителей образовательных услуг; повышение степени «представленности» МЦПК в пространстве профессионального образования и обучения, повышение информационной открытости и активности.

[1] См. А.С. Перевертайло «Итоги регионализации: сетевой и кластерный векторы развития региональных систем профессионального образования» — Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т.1 / Центр стратегического партнерства. — М.: «Центр стратегического партнерства», 2015 — с.219 — 221

[2] См. Т.М. Трофимова «Учебные центры: новые возможности для непрерывного образования» —  Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т.1 / Центр стратегического партнерства. — М.: «Центр стратегического партнерства», 2015 — с.251 — 253


Оставить комментарий

Loading Facebook Comments ...

На сайте допускается только нормативная лексика, не пишите, пожалуйста, непристойные вещи, они не будут опубликованы.

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2016 | All Rights Reserved | www.podmoskovie.su
Обновление от
   12-09-2016
Яндекс.Метрика