Print Friendly and PDF
Колледж «Подмосковье»
Сайт преподавателя спецдисциплин Никольского А.В.
+7 905 527-21-27
nikolsky.av@mail.ru

Выбор задачи

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

/Майкл Микалко Игры для разума. Тренинг креативного мышления

133

Ибо победу одержит тот, кто познал, когда можно сражаться, а когда нет.

Сунь Цзы

Представьте пятерых блестящих предпринимателей, со­бравшихся вместе для обсуждения новых идей. Эти биз­несмены вряд ли смогут начать обсуждение, если никто из них ничего не предложит. Откуда же должно поступить предложе­ние? Как выбрать проблему, заслуживающую внимания? Кто определяет точку его фокусировки? Как определить цели?

125Если предприниматели пришли со своими идеями, не имея четко обозначенной цели, они только зря потратят время. Это по­добно движению вверх по лестнице, ведущей вниз.

Прежде чем выискивать идеи, необходимо уяснить задачи, стоящие перед вами. Эта глава подскажет, как распознавать про­блемы, действительно заслуживающие внимания, и как их трансформировать, с тем чтобы они были доступны для обработки методами, предлагаемыми в «Играх для ума».

Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опыт­ные предприниматели. Увидев, что возникла конкретная пробле­ма, они рассматривают ее как повод решить, стоит ли вообще зани­маться этим делом. Если да, то возникшая проблема становится их производственной задачей.

Любой человек может научиться концентрировать внимание на чем-то определенном. Например, выберите какой-нибудь цвет и в течение дня смотрите на предметы, либо полностью окрашен­ные в этот цвет, либо такие, в которых он так или иначе присутст­вует.

Если вы выбираете красный цвет, то достойным вашего вни­мания окажется множество объектов: автомобили, книги, одеж­да, дома, пожарные машины, трубы, туфли, шляпы, картины и т. д. Знакомые предметы будут выглядеть по-новому, красный станет более насыщенным, и само ваше восприятие этого цвета радикально изменится. Настроившись на красный и игнорируя другие цвета, вы достигнете более глубокого понимания красного цвета.

126Посмотрите на картинку, нарисованную в начале века психо­логом Джозефом Ястроу. Изображенное животное можно вос­принять и как утку, и как кролика.

Если нос справа — перед вами кролик; если нос слева — то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одно­временно.

Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем следует сосредоточиться. Список проблем является удобным спо­собом оценить, какие из них заслуживают решения, а какие нет. Список позволяет превратить блок информации в набор компо­нентов, поддающихся конструированию, проверке и исследова­нию.

Начните вести журнал проблем, представляющих интерес для вас лично и, возможно, заслуживающих того, чтобы приложить усилия к их разрешению. Для начала попробуйте ответить на следующие вопросы.

  • Какую цель вы преследуете?
  • Над какими идеями вы хотите работать?
  • Что вы ожидаете от вашей работы?
  • Что в деловых отношениях вы хотите улучшить?
  • Что вообще вы хотели бы улучшить?
  • На какие дела вам не хватает времени?
  • Что еще вы ожидаете от своей работы?
  • Каковы не достигнутые вами цели?
  • Что вам нравится в вашей работе?
  • Что вас в ней раздражает?
  • Какие проблемы вы связываете с непониманием?
  • На что вы жалуетесь?
  • Какие изменения к худшему вы отмечаете в деятельности ва­шей фирмы?
  • Что вы ждете от сотрудников?
  • Какие перемены вы хотели бы реализовать?
  • На что уходит слишком много времени?
  • Что делается впустую?
  • Что слишком проблематично?
  • Каковы «узкие места»?
  • В каких случаях вы работаете неэффективно?
  • Что вас утомляет?
  • Что в вашей работе выбивает вас из колеи?
  • Что надо организовать лучше?
  • Как еще можно делать деньги на работе?
  • Вслед за этим идут типичные рабочие задачи.
  • Какие можно внести творческие предложения, связанные с производством?
  • Как снизить затраты и повысить производительность?
  • Каким образом сделать так, чтобы ваша продукция выгодно
  • отличалась от продукции конкурентов?
  • Какой новый продукт требуется на рынке? Как расширить
  • продукцию, представленную на рынке?
  • Каким образом увеличить уровень продаж на 20 процентов?
  • Какие новые способы сбыта можно придумать? Реально ли снизить затраты  при существующих способах сбыта продук­ции?
  • Каким образом стать незаменимым для фирмы человеком?
  • Как лучше отвечать на жалобы клиентов?
  • Как повысить роль сервиса при сбыте изделий?
  • Какими способами можно улучшить качество рекламы това­ров и услуг?
  • Как настроить сотрудников на более активный поиск путей продвижения производимых товаров на рынке сбыта?
  • Какие процедуры следует ввести, чтобы сократить «бумаж­ную» работу?
  • Какие виды поощрения более значимы для сотрудников?
  • Как в большей мере ориентироваться на потребителя?
  • Возможно ли изменить к лучшему впечатление от вашей фирмы?
  • Как превзойти конкурентов?
  • Какое ваше изделие может стать «серебряной пулей»? («Се­ребряная пуля» — главный продукт или основная услуга в данной области производства.)

На помещенном ниже рисунке показаны два набора парал­лельных линий. Между линиями как бы образуется граница. Ка­жется, что каждый набор линий несколько заходит на область другого.127

В действительности же никакой границы не существует. Меж­ду этими линиями вообще ничего нет. Эта иллюзия создается по­тому, что наш разум старается преобразовать пространство меж­ду линиями в нечто осмысленное.

Подобным же образом сам факт записи стоящих перед вами за­дач может подтолкнуть вас к созданию чего-то, преисполненного смысла, что позволит разрешить насущную проблему.

Отставной полицейский офицер, искавший для себя приемле­мую область деятельности, просматривал свои записи, связанные с работой в полиции. Несколько лет назад он отметил, насколько трудно идентифицировать потерявшегося или похищенного мла­денца.

Давно записанная задача подтолкнула его к идее создания банка образцов молекул ДНК родителей, которых беспокоила проблема идентификации ребенка в случае подмены новорож­денного или его похищения. Предполагалось, что затраты на сбор образцов молекул ДНК и их хранение в течение восемнадцати лет составят около 200 долларов.

«Пунктики»

Идеи часто вырастают из раздражения — подобно тому как в ра­ковине моллюска из попавшей туда песчинки образуется жемчу­жина.

Один мужчина страдал оттого, что не запоминал важные да­ты: дни рождения, юбилеи и т. д. Все поздравления запаздывали на день. И тогда этот мужчина, которого заслуженно можно на­звать человеком творческим, превратил проблему избавления от своего «пунктика» в творческую задачу и изобрел вакуумный способ консервирования роз — на случай экстренного поздравле­ния. После того как вы составите список ваших «пунктиков», выберите те из них, которые покажутся вам наиболее любопыт­ными. Но не забывайте: что интересно вам, может показаться смертельно скучным другому человеку.

Вряд ли бухгалтер и продавец с равновеликим энтузиазмом отнесутся к решению одной и той же задачи. На самом деле даже люди, занятые в одной области, могут отнестись к решению про­блемы совершенно по-разному. Только вы сами определяете, ка­кая задача может воодушевить вас и побудить к действию.

Вспомним историю с нарезкой хлеба. В начале века никого особенно не тяготила необходимость самостоятельно нарезать хлеб. Никого, кроме Отто Фредерика Рохведдера.

Он потратил шестнадцать лет жизни и все свои сбережения на создание автоматической хлеборезки, приобретя взамен лишь расстроенное здо­ровье, неодобрительные отзывы специалистов в области торговли хле­бобулочными изделиями и сильно пошатнувшееся финансовое положе­ние.

В 1930 году одну из хлеборезок приобрела компания «Континентал», а уже к 1933 году более 80 процентов хлеба выпускалось в нарезанном виде. Рохведдер часто говорил, что старался не из-за денег (он так ни­когда и не разбогател; к тому же еще испытывал отвращение к процессу нарезки хлеба), ему просто было интересно сконструировать промыш­ленную хлеборезку.

Личная выгода

У того, кто пытается выиграть битву и преуспеть в на­бегах, не взрастив в себе дух великих свершений, несчаст­ливая судьба, ибо человек этот лишь теряет время и не добьется ничего, кроме застоя.

Сунь Цзы

Очень важно представить самому себе достаточно убедительные доводы, которые объясняли бы, почему надо заниматься реали­зацией той или иной идеи. Каждую задачу, прежде чем присту­пать к ее решению, нужно предварительно взвесить на весах лич­ной выгоды. Наилучшие идеи рождаются у тех, кто жаждет успеха, взращивает в себе «дух великих свершений».

Томас Эдисон, к примеру, на собственном опыте убедился, на­сколько важен момент личной выгоды. Его первым изобретением был автоматический регистратор голосов, предназначенный для конгресса. Когда Эдисон показал свое изобретение конгрессменам, ему было сказано, что повышение эффективности законотворчест­ва занимает Конгресс в последнюю очередь. После этого Эдисон не­однократно заявлял, что отныне все свои изобретения создает ис­ключительно для того, чтобы заработать побольше денег. У него нет ни времени, ни сил, ни интереса переделывать мир и «подго­нять» его под свои изобретения.

Прежде чем вы определитесь, за решение какой задачи взять­ся, прикиньте, какую личную выгоду вы получите в каждом кон­кретном случае. Какова прямая выгода — деньги, удовольствие, признание, рост благосостояния и т. д.? Какова выгода косвен­ная — приобретение новых навыков, знаний, связей и т. д.?

Как соотносится предполагаемая выгода с затратами времени и энергии? Решение каких задач принесет наиболее ощутимый результат? За разрешение каких проблем и ситуаций вы согласны нести личную ответственность? Если вы почувствуете, что соби­раетесь посвятить себя решению той или иной задачи, не пресле­дуя никакой личной выгоды, то… наклоните голову и посидите так до тех пор, пока с ваших ушей не спадет «лапша».

Определив, какие задачи являются наиболее интересными и обещающими принести солидную выгоду, примите вызов. При­нять вызов означает взять на себя ответственность за выработку идей, способных помочь найти решение данной проблемы. Чем выше ответственность, чем более вы отдадитесь генерированию идей, тем выше вероятность, что ваши попытки увенчаются при­нятием новаторского решения.

При решении разных задач возможны различные доли личного участия. Одни проблемы требуют полной отдачи, для разрешения других достаточно лишь небольших усилий. В этой связи вспоми­нается история о самурае, который должен был отомстить за смерть своего господина. Когда самурай загнал врага в угол и уже занес над ним меч, убийца плюнул ему в лицо. Самурай утерся, уб­рал меч в ножны и ушел. Почему? Потому что плевок вызвал в нем гнев, а если бы он убил человека в гневе, это было бы убийство за личное оскорбление. Самурай же принял на себя обязательство выполнить совсем другое — отомстить за смерть господина.Когда вы решите, что для вас интересно и выгодно, наступает время пра­вильно сформулировать задачи. Это позволит вам более эффектив­но использовать игры для ума с целью найти творческое решение.

Формулировка задачи

Победоносная армия выигрывает сраже­ние, еще не вступив в бой.

Сунь Цзы

Чем больше времени вы потратите на то, чтобы правильно сформу­лировать, какая задача стоит перед вами, тем ближе вы подойдете к ее решению. И наоборот: чем меньше времени вы уделите опре­делению сути вопроса, тем вероятнее, что ваше решение окажется не самым лучшим. Чтобы убедиться, насколько смехотворными оказываются решения некорректно сформулированных задач, достаточно ознакомиться с записями в книгах Патентного бюро США. В них, в частности, предлагаются такие никому не нужные вещи, как мяч для гольфа, подающий дымовой сигнал после со­прикосновения с землей (чтобы легче было его найти); пеленки для попугаев; будильник, пускающий струйку воды в лицо спя­щего; леска для выуживания глистов из желудка; машинка для выдавливания ямочек на щеках и т. д.

134Сформулируйте задачу и правильно определите суть. Когда я думаю о сути задачи, мне вспоминаются борцы сумо — огромные, мощные японцы. Большую часть времени поединка они сидят на корточках, присматриваясь друг к другу. Борцы принимают по­зу, сохраняют ее некоторое время, затем встают, ходят и снова са­дятся на корточки. Так повторяется много раз, и вдруг — бац! — они хватают друг друга, один падает на татами, и поединок за­кончен. В процессе сидения на корточках и принятия разных поз борцы ищут нужное положение тела, стараясь оптимально сосре­доточиться, чтобы достойно встретить главный удар. Единствен­ная защита борца сумо заключается в сохранении правильной «центровки», в постоянной готовности к внезапной атаке и ока­занию немедленного отпора. Точно так же в процессе постановки задачи вы можете написать формулировку, изучить ее, отложить в сторону, вернуться к ней позднее, «растянуть» или «сжать» ее, сформулировать заново, пока «центровка задачи» не будет опре­делена правильно. Тогда вы, подобно борцу сумо, готовы к бою.

129Суть задачи определяется с помощью вопросов. Они помогают взглянуть на проблему с разных сторон. Иногда новая перспекти­ва буквально раскрывает вам глаза. Сколько кубиков вы насчи­таете на приведенном далее рисунке?

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Чтобы правильно определить суть задачи, нужно:

  • записать ее в виде вопроса, который начинается словами: «Каким образом я могу?..»;
  • варьировать формулировку, заменяя ключевые слова синонимами;
  • «растянуть» формулировку, чтобы расширить перспективу;
  • «сжать» формулировку, чтобы сузить перспективу:
  • разделить задачу на ряд подзадач;
  • решить подзадачи;
  • продолжать задавать вопросы: «А как еще?..» или: «А почему еще?..»

Для начала полезно сформулировать задачу вполне определен­ным образом. Этот прием известен под названием «Приглашаю­щая основа». Он поможет удержаться от соблазна остановиться на формулировке, отражающей только одну сторону проблемы. За­пишите несколько формулировок задачи, начиная их словами: «Как я мог бы?..» Каждая новая формулировка даст вам возмож­ность по-новому взглянуть на проблему и направит ваши мысли в русло новых возможностей.

130Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке слева. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы Двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенно­го — только то, что лежит в них обычно. Как решить задачу? Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите доста­точно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать во­прос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?», то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной ру­кой качающуюся.

Варьируйте слова

Этот простой способ получения разных формулировок заключает­ся в том, что ключевые слова одной формулировки заменяют сино­нимами. Но в первую очередь необходимо изучить уже имеющую­ся формулировку и выделить в ней ключевые слова.

Менеджер по производству компании «ОВ’ЭКШН» из города Льевен (Франция) столкнулся со следующей задачей: как разра­ботать новый, уникальный продукт питания?

Он заменил слово «уникальный» на «удивительный», слово «разработать» — на «преобразовать» и сформулировал задачу по-новому: как преобразовать продукт питания в нечто удивитель­ное?

Он стал размышлять о том, что могло бы удивить его самого, а потом — чем можно удивить покупателей. На него произвело бы впечатление, если бы какой-нибудь знакомый предмет при­нял необычную форму — например, самолет в виде коровы.

«Точно так же, — подумал он, — знакомые продукты пока­жутся удивительными, если будут выглядеть необычно, напри­мер: буханка хлеба в виде банана, пирамидальные помидоры или квадратная картошка». В итоге пришло решение: квадратные яйца. И он «разработал» вареные квадратные яйца с желтком внутри, со сроком хранения двадцать один день, пригодные для разогревания в микроволновой печи (чем они выгодно отличают­ся от обычных яиц, которые при этом «взрываются»). Стоит ли говорить о том, что компания «ОВ’ЭКШН» была уверена, что американцы тотчас же бросятся раскупать новую удивительную еду, как только она появится в продаже.

Несерьезная, казалось бы, игра со словами дает серьезный стимул для рождения новых идей. Удачные слова подобны изю­минке, брошенной в пресное тесто скучной формулировки.

«Растяните» задачу

Самурая учили находиться в постоянной боевой готовности. Вни­мание у него должно было быть исключительно обостренным, чтобы он смог отразить внезапное нападение, заметить мельчай­шее движение и ничего не упустить из виду, что было бы просто невозможно, если бы он сосредоточенно следил за каким-то од­ним объектом.

Чтобы раскрыться для самых разных возможностей, надо «растянуть» задачу. А для этого задается вопрос: «Почему?» Это позволяет определить главную цель и разобраться с предположе­ниями, что, в свою очередь, ведет к переосмыслению задачи.

Скажем, перед вами стоит следующая проблема: как продать больше компьютеров IBM?

  1. Первый шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров IBM? — Потому что мы продаем их все меньше».
  2. Второй шаг: «Почему я хочу продать больше компьютеров? — Для того чтобы повысить объем продаж».
  3. Третий шаг: «Почему я хочу повысить объем продаж? — По­тому что хочу, чтобы наши дела шли лучше».
  4. Четвертый шаг: «Почему я хочу, чтобы наши дела шли луч­ше? — Потому что это повысит уровень моего благосостоя­ния».
  5. Пятый шаг: «Для чего мне нужно повысить уровень своего благосостояния? — Для того чтобы хорошо жить».

Теперь вопросы можно сформулировать следующим образом:

  • Почему я хочу продать больше компьютеров IBM?
  • Как продать больше компьютеров?
  • Как повысить объем продаж?
  • Как улучшить наши дела?
  • Как повысить уровень моего благосостояния?
  • Что сделать, чтобы мне лучше жилось?

Суть заключается в том, чтобы найти лучшую точку зрения. Фраза о повышении уровня своего благосостояния позволяет вам мысленно охватить гораздо больше возможностей, чем формули­ровка: «Продать больше компьютеров». В таком случае вы може­те выбирать между более высокими комиссионными, другой ра­ботой, дополнительным заработком, инвестициями, продажей других изделий и т. д.

Формулируя задачу как можно шире, вы как бы возноситесь на вершину горы, с которой видны все пути, ведущие к вершине. А если вы не видите всех возможных путей, можете просмотреть и наилучший.

«Сожмите» задачу

После того как получите наиболее полное представление о том, что надо искать, следует сузить задачу, превратить ее из общей в частную. Это сделает задачу более удобной для решения, по­скольку сократит область его поисков. Представьте себе, что ищете адрес, зная только, что человек живет в Монреале.

Если вам известно, что искать надо в западной части старого Монреаля, то найти адресата значительно легче. Ну а если бы кто-нибудь вам подсказал, что человек живет недалеко от отеля «Бонавентура», задача еще более упростилась бы. То же происхо­дит при решении разных проблем. Вы сами устанавливаете пре­делы, в рамках которых ищете идеи.

Чтобы «сжать» задачу и выявить ее сильные и слабые сторо­ны, надо задавать специальные вопросы: кто, что, где, когда, по­чему и как.

Кто поможет найти людей или группы людей, которые могут быть заинтересованы в обладании нужными ресурсами или дос­тупом к ценной информации? Кто выиграет от решения задачи?

Что поможет определить возможные препятствия, требова­ния, вознаграждения, преимущества и недостатки принятого ре­шения?

Где узловые точки проблемы?

Когда проверять графики, даты и своевременность осуществ­ляемых действий?

Почему так важно лучше понять основную цель?

Как проследить за развитием ситуации, узнать, какие дейст­вия следовало бы предпринять раньше или, наоборот, позже?

Ка­кие шаги предпринять в первую очередь?

Одна проектная компания поставила задачу так: как спроек­тировать оригинальный и удобный контейнер для мусора?

Чтобы «сжать» задачу, следует задать следующие вопросы.

  • Кто поможет создать такой контейнер?
  • Какие материалы надо использовать?
  • Где достать необходимые материалы?
  • Когда нужно сделать контейнер?
  • Что сделает его более удобным?
  • Какая форма является оригинальной?
  • Почему новый контейнер будет лучше существующих?

В связи с этим возникают подзадачи.

  • Как привлечь другие фирмы к разработке проекта нового кон­тейнера для мусора?
  • Как сделать этот контейнер из других материалов?
  • Как достать нужные материалы?
  • Как составить график разработки данного проекта?
  • Как сделать контейнер более удобным?
  • Как сделать его оригинальным?
  • Как сделать его лучшим?

Все эти подзадачи вдохновили компанию на создание подлин­но новаторского изделия: удобного мусорного ведра. Оно изготов­лено из пластика и хранится в сложенном виде. Доходчиво напи­санная инструкция с рисунками, простые крепежные лапки и система быстрой разборки позволяют за считанные секунды пре­вратить плоский лист пластика в мусорное ведро. Оно смотрится лучше, чем прочие контейнеры для мусора, и «пожирает» не так много ресурсов матушки-Земли.

Дальнейшее «сжатие» задачи

После того как вы поставили перед собой все эти вопросы, наступа­ет время задать следующий: «Как еще?..» или: «Что еще?..» И то­гда из вашей задачи можно будет выжать еще кое-что.

«О. М. Скотт энд Компани», ведущая фирма по распространению про­дукции для садоводов, продает семена, удобрения, пестициды и прочее. В свое время эта фирма была лишь небольшим магазином, пытавшимся конкурировать с такими гигантами, как «Сире», «Рубак энд Компани» и «Доу кемикал». Продукция молодой фирмы была хорошей, но не лучше, чем у конкурентов.

Скотт сформулировал задачу так: как завоевать рынок? Затем эта об­щая задача была сужена до нескольких конкретных, и в конце концов остановились на следующей формулировке: как сделать нашу продук­цию отличной от продукции других компаний?

Все товары для сада практически одинаковы. Они претенциозно рекла­мируются как «разработанные на научной основе», к ним прилагаются подробные описания того, как, сколько и чего следует вносить в почву при данном ее типе и при определенной температуре. Во всех инструк­циях, прилагаемых к товарам, до потребителя так или иначе доводится мысль, что засеивание газона есть высокоточный, научно контролируе­мый процесс. Как следствие, люди не обращают особого внимания на название фирмы-изготовителя.

Продавцы фирмы Скотта провели опрос среди покупателей, интересу­ясь, как, по их мнению, компания по производству продукции для садо­водов может выделиться из общей массы. Все покупатели жаловались на то, что им не удается правильно и точно засеивать и обрабатывать га­зоны. Скотт сделал акцент именно на этом прискорбном для заинтере­сованных лиц факте, и его сотрудники предприняли так называемую мозговую атаку1 в этом направлении.

1 Мозговая атака, или брейншторминг, — специальная методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

Теперь задача получила следующую формулировку: каким образом можно смягчить разочарование покупателей?

Задавая вопросы: «Что еще?..» и «Как еще?..», служащие Скотта при­шли к идее организации курсов по садоводству для покупателей, а позд­нее натолкнулись на идею, принесшую миллионы: это было простое ме­ханическое устройство, получившее название «сеялка Скотта». Речь идет о маленькой тачке с отверстиями, размер которых можно изменять так, чтобы через них высыпалось ровным потоком необходимое количество семян или удобрения. Пока на рынке не появилась «сеялка Скот­та», ни одна фирма не могла предложить потребителям средство, позво­ляющее контролировать процесс засеивания газона или внесения в почву удобрений. Скотт создал целую серию аналогичных устройств, и вскоре скромный магазин по продаже семян превратился в лидера на рынке товаров для сада.

А вот загадка, которая, казалось бы, не имеет решения, по крайней мере очевидного.

132Если от шести отнять три, можно ли получить четыре? Тот факт, что ответ не очевиден, еще не означает, что его не существу­ет. Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что та­кое четыре? » — и головоломка разгадана. Уберите спички свер­ху, справа и снизу — вот вам и ответ.


Оставить комментарий

Loading Facebook Comments ...

На сайте допускается только нормативная лексика, не пишите, пожалуйста, непристойные вещи, они не будут опубликованы.

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2016 | All Rights Reserved | www.podmoskovie.su
Обновление от
   12-09-2016
Яндекс.Метрика